В июле 2018 года Саратовская область снова ухудшила позиции в рейтинге социально-политической устойчивости регионов. К таким выводам пришли эксперты Фонда «Петербургская политика», опубликовавшего сегодня, 7 августа, очередное ежемесячное исследование.
Если в июне уровень стабильности в нашем регионе оценивался в 6,2 балла, то по итогам июля область потеряла 0,1 балла, приблизившись к нижней границе группы субъектов со средней устойчивостью.
Дестабилизирующими факторами, негативно влиявшими на ситуацию, эксперты назвали следующие события:
- Вызов депутата Саратовской облдумы от КПРФ Николая Бондаренко в следственные органы в связи с его критикой пенсионной реформы;
- Пикеты в Саратове и Балашове против повышения пенсионного возраста;
- Отказ администрации Саратова уволить заммэра по экономике Алексея Никитина по требованию следователя, расследующего дело жены чиновника, обвиняемой в вымогательстве дани с предпринимателей;
- Возбуждение уголовного дела о служебном подлоге в отношении чиновников областного правительства, пытавшихся скрыть истинную картину инцидента с экс-министром финансов Александром Выскребенцевым.
Позитивное влияние на позиции области оказали рабочая встреча губернатора Валерия Радаева с гендиректором АО «Транснефть - Приволга» Дмитрием Бузлаевым по вопросам социально-экономического сотрудничества и подписание правительством, администрацией Саратова и Приволжской железной дорогой соглашения о сотрудничестве в реализации инвестиционных проектов.
Также значимыми событиями, по мнению экспертов, стали указ Владимира Путина об упразднении ЗАТО Шиханы и одобрение облдумой законопроекта о пенсионной реформе.
Характеризуя ситуацию в субъектах России в целом, авторы исследования отмечают:
«Социально-политический фон жизни регионов в июле по-прежнему в значительной мере определялся фактором пенсионной реформы. Июньская попытка региональных властей дистанцироваться от публичной поддержки этой инициативы была пресечена федеральной властью. В результате значительная часть региональных парламентов и многие губернаторы были вынуждены или открыто высказаться за изменение пенсионного возраста, или, по меньшей мере, направить в Москву положительные отзывы.
В то же время имиджевые риски, которые взяли на себя региональные власти, пока не выглядят критически значимыми. В случае, если рамки законопроекта не претерпят радикальных компромиссных изменений, общее повышение социальной температуры затронет все властные структуры в целом - без особого акцента в адрес местных руководителей. Особенно это касается регионов, где осенью предстоят крупные избирательные кампании: здесь губернаторам и депутатам фактически предоставили возможность уклониться от публичных комментариев и тем самым не аккумулировать дополнительный негатив.
Прошедшие акции протеста в регионах имели двойственный эффект. Очевидным успехом был масштаб охвата: речь шла не только о крупных городах, но и о многих районных центрах и даже небольших поселениях. Однако говорить о появлении какой-либо внятной стратегии протеста не приходится. Эстетика и логика мероприятий напоминала регулярные «всероссийские акции протеста КПРФ», имеющие значение для внутрипартийного «тимбилдинга», но почти не влияла на текущую повестку и не вызывала ожиданий даже у самих участников протестов. И «системная», и непарламентская оппозиция действовали предсказуемо и не сумели перехватить инициативу. Предположения об угрозе разлома в элитах (вполне естественные при продвижении столь масштабных инициатив) тоже не получили развития, а критические демарши членов «Единой России» носили единичный характер».