В России нарастает тенденция продвижения детей высокопоставленных чиновников на ключевые должности во власти и бизнесе. К такому выводу пришли авторы обзора «Преемники 2.0 (аристократы)», подготовленного и опубликованного фондом «Петербургская политика».
С точки зрения экспертов, знакового «омоложения» управленческого корпуса пока не произошло - средний возраст правительства РФ по сравнению с 2012 годом, напротив, вырос на 4 года (с 47 лет до 51 года). Вместе с тем, все чаще кадровые решения принимаются, исходя из «аристократического» («династического») принципа.
Наиболее ярким примером наметившегося тренда аналитики считают назначение Дмитрия Патрушева (сын секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева) министром сельского хозяйства. Об уже сложившейся традиции свидетельствуют карьерные достижения президента группы «Алроса» Сергея Иванова, вице-президента «Ростелекома» Владимира Кириенко, председателя правления «Интер РАО» Юрия Ковальчука, владельца компании «Империя» Сергея Матвиенко, вице-президента ПАО «Газпром нефть» Андрея Патрушева, гендиректора Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексея Рогозина и других.
По мнению профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Травина, «в государстве сложилось так называемое рентоориентированное поведение: влиятельные люди ориентированы не на то, чтобы развивать государство, а на то, чтобы получать ренту с тех должностей, которые они занимают. Ничего удивительного нет в том, что уже пошло второе поколение людей, нацеленных на это. Родители уже свое получили, теперь очередь детей».
«Дети чиновников взрослеют и хотят занять ключевые должности в госсекторе и бизнесе - при этом их родители не спешат покидать свои места», - отмечает политолог Станислав Белковский.
Авторы исследования полагают, что в ближайшие годы «аристократический сценарий моделирования транзита власти» будет использоваться все чаще и чаще.
«Имеются также предпосылки к тому, что различные кадровые конкурсы будут идти лишь за средние управленческие позиции, предполагая передачу победителям контроля над управлением, но не над активами и ресурсами, - прогнозируют эксперты. - Однако у подобной модели имеются и существенные ограничители. Самые очевидные из них связаны с двойственным отношением общества, отсутствием историко-политических традиций, противоречивостью результатов сходных практик в постсоветских странах, вероятным недовольством со стороны «худородных» карьеристов. Вполне вероятно также, что происхождение «из хорошей семьи» не гарантирует более лояльного отношения к ценностям и целям старших поколений со стороны сыновей. Неочевидно, что такой сценарий в принципе способен решить какие-либо задачи, не связанные с поддержанием психологического комфорта старших поколений истеблишмента».