Вчера топовый российский блогер Илья Варламов опубликовал на своей странице пост, посвященный ситуации с развалом городского электротранспорта в Саратове.
Напомним, накануне «Россельхозбанк» отсудил у МУПП «СГЭТ» два депо (за долг 86,6 миллиона рублей по договору от декабря 2013 года и 12,8 миллиона по договору от марта 2016 года). Объекты недвижимости предприятия находились у банка в залоге.
В посте под названием «Саратову осталось недолго…» Варламов отмечает, что ситуация с городским электротранспортом является типичной для российских городов, при этом сценарий развала отрасли «всюду один и тот же».
«Сначала крепкие хозяйственники из мэрии перестают следить за состоянием трамвайных путей и контактной сети троллейбуса. Потом (или одновременно) пускают на рынок внутригородских перевозок частников на маршрутках. Всякие ИП, которые владеют маршрутками, - лучшие друзья любой мэрии! Ведь они генерируют много кэша, который невозможно подсчитать, а из бюджета на частников ничего тратить не надо. Ни на состояние машин, ни на обновление инфраструктуры, ни на безопасность пассажиров. Можно даже остановочные павильоны не ставить: народ выйдет и в чистом поле, не привыкать. Разве что дороги надо иногда отремонтировать.
Все это происходит на фоне накопления гигантского долга перед энергетиками. Оно и понятно: энергоэффективность устаревших и десятилетиями игнорируемых трамвайных и троллейбусных систем нулевая, из бюджета деньги выделяются со скрипом. Города любят тратить деньги на дороги, перекладывание плитки и большие праздники (а теперь ещё и на детские городки), но не на электротранспорт.
Когда стараниями ГУПов и МУПов инфраструктура приходит в упадок, а подвижной состав устаревает физически и морально, трамваи и троллейбусы начинают ходить редко и постоянно ломаться.
Пассажиры не выдерживают. Сначала они просто жалуются, а потом почти в полном составе пересаживаются на «быстрые и удобные» маршрутки. Автомобилистов трамваи с троллейбусами тоже сводят с ума, и они обвиняют электротранспорт в создании пробок в городе (а-ха-ха-ха!).
Почуяв настроения народа, в этот момент, будто черт из табакерки, из мэрии выскакивает какой-нибудь заммэра по вопросам транспорта, строительства, ЖКХ, нанотехнологий, оперы и балета и оглашает свой вердикт: «Трамваи и троллейбусы - устаревшие, неэффективные и убыточные виды транспорта!» А сам уже представляет, сколько тонн металлолома можно будет сдать и сколько прекрасной земли в центре города, на месте бывших депо, можно отдать под коммерческую застройку.
Дальше он начинает нести какую-то чушь о том, как город вот уже к лету закупит партию экобусов/электробусов (которых в пригодном для российского климата виде не существует в природе).
Под предлогом создания современной системы общественного транспорта в городе окончательно ликвидируют троллейбус и трамвай.
Пассажиров навечно отправляют в плен чадящих маршруток, энергетики распродают на торгах остатки трамвайных депо, мэр и его приближенные радуются, что удалось сэкономить на «неэффективных» трамваях, а частники вообще на седьмом небе, потому что город теперь принадлежит им», - пишет Варламов, подчеркивая, что «сейчас на очереди Саратов».
Говоря о проблемах «столицы Поволжья» блогер напомнил о долгах МУПП «СГЭТ» перед энергетиками, о залоге подстанций и депо в банках, отметил, что городские власти могут закупать троллейбусы прямо у производителя, который базируется в Энгельсе, но вместо этого предприятие доводят до банкротства и развала.
Ранее, около двух месяцев назад, стало известно, что гендиректор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Константин Касьянов (во второй половине октября он уволился) стал подозреваемым по делу о мошенничестве. Как сообщал ЦЖР «Медиаликс 64», по предварительным данным речь может идти о многомиллионных хищениях финансовых и иных активов предприятия с использованием должностного положения.
В мае нынешнего года сотрудники регионального УФСБ провели обыски в МУПП «Саратовгорэлектротранс». Тогда инсайдер нашего издания сообщал, что главной причиной интереса силовиков могли стать бухгалтерские документы предприятия (часть ее была изъята), затрагивающие работу транспортных компаний на маршрутах, закрепленных за «СГЭТ», или освоение средств, выделенных на погашение долгов за электроэнергию.
В апреле ЦЖР «Медиаликс 64» публиковал информацию об ухудшении финансово-экономического положения МУПП «Саратовгорэлектротранс», в частности, об аресте судебными приставами банковских счетов предприятия. Согласно информации базы данных контрагентов Seldon.Basis, в отношении «СГЭТ», как юридического лица, было возбуждено 8 исполнительных производств о взыскании задолженностей на общую сумму 102 миллиона рублей.
В связи с этим ООО «СПГЭС» дважды обращалось в Арбитражный суд с иском о признании СГЭТ банкротом и включении его в реестр требований кредиторов, однако суд не стал вводить процедуру наблюдения на МУПП и прекратил производство по иску предприятия. Основанием для этого стало начало погашения долгов транспортниками.