По итогам мая 2017 года уровень социально-политической устойчивости Саратовской области не изменился. Такие данные ежемесячного экспертного исследования публикует сегодня, 6 июня, фонд «Петербургская политика».
В апреле социально-политическая стабильность Саратовской области оценивалась экспертами в 6,1 балла (ухудшение на 0,1 балла по сравнению с мартом). По прошествии мая эксперты снова поставили региону 6,1 балла, поэтому он сохранил статус субъекта со средней устойчивостью.
В числе негативных событий мая, оказывавших дестабилизирующее влияние на обстановку в области, авторы доклада отметили следующие:
- Заявление гендиректора Ершовского автотранспортного предприятия Владимира Варзина в управление ФАС по Саратовской области, в котором он признает себя виновным в картельном сговоре с руководителем регионального автобусного перевозчика «Автокомбинат-2», депутатом облдумы Андреем Беликовым;
- Разрушение лыже-роллерного стадиона в Саратове, построенного летом 2016 года;
- Признание арбитражным судом банкротом Саратовской областной федерации хоккея;
- Пикеты в райцентре Озинки против развала спорта в регионе;
- 72-е место (из 81-го) в рейтинге Минприроды по эффективности управления лесами.
В качестве положительных событий (примечательно, что прошедший в Саратове Международный форум по урбанистике эксперты не включили в перечень «позитива») в регионе специалисты выделили такие:
- Открытие в Саратове регионального Центра поддержки предпринимательства;
- Подписание соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Саратовской области и словацким городом Банска Быстрица;
- Одобрение комиссией Минсельхоза РФ субсидии для поддержки тепличного проекта «Волга»;
- Открытие в райцентре Дергачи нового Дома культуры;
- Рост позиции в сравнении с 2015 годом в рейтинге социально-экономического положения РИА Рейтинг (+9 с 43-го на 34-е место);
- 1-е место в рейтинге Минстроя по формированию комфортной городской среды.
Примечательным (но без знаков «+» или «-»), по мнению экспертов, стал запрет врио губернатора Валерия Радаева на ввоз птицы и птицеводческой продукции из Ростовской области и республики Марий Эл.
Что касается ситуации в субъектах в целом, то здесь авторы исследования отмечают следующее:
«Вопреки различным прогнозам и «утечкам», май не стал временем продолжения начавшейся в феврале-марте ротации губернаторов. Многочисленные фигурировавшие в списках кандидатов на замену главы регионов так и остались на своих постах. Можно выделить несколько причин отказа от проведения столь масштабной ротации. Во-первых, не удалось переключить внимание высших руководителей страны на региональную тематику и создать у них ожидания эффекта от такого рода замен. Во-вторых, проявились трудности с подбором сильных кандидатов на назначение главами регионов – особенно по мере снижения статуса государственной гражданской службы из-за «антикоррупционных» кампаний. В-третьих, пока не до конца залечены «раны», связанные с заменами глав регионов в последние годы. Если анализировать перестановки 2015-2017 годов, то число однозначно успешных ротаций сравнительно невелико. Вполне вероятно, что сосредоточение на обеспечении эффекта от этих замен в преддверии федеральных выборов 2018 года может оказаться более значимым приоритетом, чем продолжение перестановок - тем более что оно может грозить проведением президентской кампании главами регионов в статусе врио.
Кроме того, налицо потребность в осмыслении влияния на стабильность регионов уголовных дел в отношении местных высокопоставленных чиновников. Из 5 регионов, где были арестованы действующие или недавно замененные главы, лишь в Сахалинской области удалось оперативно урегулировать ситуацию, в то время как остальные регионы пока далеки от выхода из стресса, связанного с разрушением прежней управленческой системы. Снижение управляемости происходит и в результате уголовных дел в отношении заместителей глав регионов, проходящих в рамках «антикоррупционных» кампаний. Вне зависимости от правовой подоплеки происходящего подобные действия все чаще воспринимаются политическими игроками, прежде всего, в контексте стремления правоохранительных органов усилить свой административный вес - при этом политическая ответственность за сохранение управляемости по-прежнему остается на «гражданских» органах власти».