Вы здесь

Рейтинг мэров. Эксперт не ждет инновационных решений от Исаева

27 декабря, 2017 - 10:16

По итогам 2017 года глава Саратова Михаил Исаев остался в группе аутсайдеров Национального рейтинга мэров. Такие данные публикует Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», который провел очередное исследование совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ.

Специалисты оценивали деятельности руководителей столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров России по результатам работы в 2017 году. Публикуемые результаты получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Пятерку лидеров рейтинга составили главы Тюмени (Александр Моор), Уфы (Ирек Ялалов), Москвы (Сергей Собянин), Салехарда (Иван Кононенко) и Казани (Ильсур Метшин), занявшие с первого по пятое места соответственно.

Михаил Исаев, приступивший к обязанностям градоначальника с 10 октября, оказался в третьей группе мэров, включающей в себя аутсайдеров рейтинга, заняв всего лишь 66-е место из 88-ми возможных. В прошлом исследовании, отражавшем работу градоначальников за период октябрь-ноябрь 2017 года, он находился на 65-й строчке.

В качестве эксперта, комментирующего ситуацию в областном центре, выступила председатель Социал-демократического союза женщин России, политолог Наталия Великая (на последних выборах в Госдуму она баллотировалась от Саратовской области по партсписку «СР»).

«За последние два года в Саратове сменилось три градоначальника. В ноябре 2016 года вместо избранного в Госдуму Олега Грищенко главой Саратова стал Валерий Сараев, бывший на тот момент главой администрации Саратова. Однако на посту мэра он задержался недолго: после сентябрьских региональных выборов (губернатора и областных депутатов) за многочисленные нарушения во время организации голосования и подсчета голосов он был вынужден уйти отставку в сентябре 2017 года.

Новым главой был утвержден Михаил Исаев, который сложил с себя полномочия федерального депутата. Заметим, что М. Исаев, помимо необходимой для всех назначенцев в Саратовской области поддержки нынешнего спикера Госдумы В. Володина, входит в близкий круг еще одного бывшего мэра - О. Грищенко, с которым он вместе работал на Саратовском подшипниковом заводе.

К тому моменту, как занять пост мэра, Исаев успел побывать депутатом облдумы, членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. В. Сараев, будучи плоть от плоти представителем административной системы (работал главой администрации двух районов Саратова, заместителем председателя правительства Саратовской области), хорошо знал правила игры и реальные (пусть и весьма ограниченные в наших условиях) механизмы управления городским хозяйством. И хотя существенных сдвигов в качестве жизни за год его руководства городом не произошло, горожане все же заметили чуть более активное дорожное строительство, кадровые перестановки и некоторые попытки благоустройства дворов и улиц.

В целом за год, например, количество саратовских дорог, соответствующих стандартам, выросло с 4 процентов до 17 процентов, хотя ремонт дорог и осуществлялся за счет средств регионального и федерального бюджетов. В остальном управление городским хозяйством осуществлялось по традиционной схеме латания дыр и выбивания денег из вышестоящих бюджетов.

Новый мэр М. Исаев, кроме очередных кадровых перестановок и некоторых изменений структуры городской администрации, пока тоже никаких существенных инновационных решений не предложил, да и предложить вряд ли сможет. Уж больно хозяйство незавидное. В интегральном рейтинге качества жизни среди 250 крупнейших городов России Саратову досталось 233-е место. По оценкам жителей, самые проблемные области в Саратове - чистота (244-е место), качество ЖКХ (233-е), безопасность (232-е), общественный транспорт (215-е), экология (208-е).

Помимо обозначенных, назовем еще проблемы обманутых дольщиков, низкий уровень доходов (средняя зарплата в Саратове - 19 тысяч рублей), значительное количество ветхого и аварийного жилья, нехватка мест в детских садах и отсутствие достаточного количества школ. Попытки многострадальных мэров решить хоть один из этих вопросов в условии остродефицитного бюджета, как правило, проваливались. В. Сараев, например, даже пытался посадить на общественный транспорт некоторых чиновников, но транспортная инфраструктура не улучшилась. Между тем, количество маршрутов общественного транспорта медленно, но верно сокращается. Из-за неплатежей возникают ситуации с отключением электроэнергии трамвайных и троллейбусных сетей, что вызывает настоящий транспортный коллапс в городе. Возможностей дотировать городской транспорт у бюджета не было, и тот же В. Сараев подписал постановление, согласно которому стоимость проезда не подлежит ограничениям на 13 городских маршрутах. А кроме транспорта, в городе немало других застойных проблем. Новый мэр Исаев предложил увеличить дефицит бюджета до 60 процентов от консолидированного, что составляет примерно 2 миллиарда 765 миллионов рублей, и направить эти средства, в первую очередь, на приобретение жилых помещений для граждан во исполнение решений судов, строительство очистных сооружений, реконструкцию центральных тепловых центров и капитальный ремонт многоквартирных домов. Не так давно, в мае с аналогичным предложением выходил на гордуму и предыдущий мэр В. Сараев. Однако предложение не прошло в связи с требованием законодательства о недопустимости превышения городских бюджетов более чем на 10 процентов. Это позволяет предположить, что большинство социальных проблем так и останутся нерешенными.

Поэтому пока демонстрация работы нового мэра ограничивается структурными перестройками в администрации и проектом создания аналога государственной компании «Госжилстрой». В последний год, тем не менее, Саратов выходит на новые формы организации городского пространства и благоустройства города. С подачи и при прямой поддержке спикера ГД В. Володина город стал одним из пилотных регионов реализации проектов Института «Стрелка». Но заметим, что это контракт федеральный, заключался с «Фондом единого института развития в жилищной сфере» и к деятельности городских властей непосредственного отношения не имеет. Сегодня городская власть скорее становится медиатором в конфликтах между варягами-урбанистами и жителями Саратова, общественными организациями, которые не всегда поддерживают идеи специалистов «Стрелки», - считает Наталия Великая.

Статьи