По итогам сентября 2018 года позиции Саратовской области в рейтинге социально-политической устойчивости регионов снова снизились. К таким выводам пришли эксперты Фонда «Петербургская политика», опубликовавшего сегодня, 3 октября, очередное ежемесячное исследование.
Если в августе уровень стабильности в нашем регионе оценивался в 6 баллов ровно, то в сентябре область потеряла 0,1 балла, опустившись в группу субъектов с пониженной устойчивостью.
Улучшению экспертных оценок не способствовал даже целый ряд позитивных событий, таких как:
- Ввод группой «ФосАгро» в промышленную эксплуатацию аммиакопровода и завершение модернизации сернокислотной установки на предприятии в Балакове;
- Открытие при содействии «ФосАгро» нового детского спортивного центра в Балакове;
- Начало выпуска на Саратовском НПЗ бензина уровня «Евро-6» с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками;
- Возобновление строительства Дворца водных видов спорта в Саратове;
- Одобрение облдумой сохранения льгот для лиц предпенсионного возраста;
При этом дестабилизирующими факторами, негативно влиявшими на ситуацию, эксперты назвали лишь два события:
- Закрытие областной газеты «Саратовские вести» из-за отсутствия финансирования;
- 79-е место по росту среднемесячной заработной платы в исследовании РИА Рейтинг.
Также значимый, но нейтральный характер, по мнению экспертов, имели:
- Заключение правительством Саратовской области дополнительных соглашений с Минфином РФ, согласно которым сроки погашения бюджетных кредитов с 2015-2016 годов пролонгированы до 2025-2034;
- Обращение губернатора Валерия Радаева в Минфин РФ с просьбой о поддержке для решения проблемы задолженности местных бюджетов и дополнительных средствах на повышение зарплат.
Характеризуя ситуацию в субъектах России в целом, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает:
«В большинстве регионов общий рост политизации, вызванный пенсионной реформой, не привел к резкому росту ожиданий от выборов. Благодаря этому кандидаты власти (или согласованные с ней представители оппозиционных партий) смогли без особых проблем выиграть выборы во всех 7 округах на довыборах в Госдуму, 18 из 22 выборов глав регионов, 13 из 16 выборов региональных парламентов, 3 из 4 выборов мэров административных центров субъектов Федерации (включая «проблемные» Хакасию и Хабаровский край), 10 из 12 выборов городских парламентов в региональных столицах.
Однако эти успехи оказались отодвинуты в повестке на второй план на фоне вторых туров губернаторских выборов в Хакасии, Приморском, Хабаровском краях и Владимирской области, а также серии проблемных голосований на выборах других уровней. Поскольку традиция избирательных кампаний как инструмента ротации власти была в последние годы во многом утрачена, сам факт подобного прецедента стал мощным импульсом для осмысления имеющихся подходов к управлению социально-политическими рисками. Принципиально новые моменты были связаны как с мощной протестной мобилизацией во вторых турах, так и с готовностью критически настроенных избирателей голосовать за кандидатов, не имеющих серьезного бэкграунда и ресурсов для проведения избирательной кампании и даже органично вписанных в сложившуюся в регионе властную конструкцию.
Последовавшие вслед за Единым днем голосования кадровые перестановки показали, что сценарий «бунта» региональных элит не приветствуется на федеральном уровне. Более того, итоги голосования в Приморье восприняты, в том числе, как свидетельство элитного брожения, а кандидатура Кожемяко олицетворяет собой попытку «подавления» не только электоральной, но и элитной фронды. В то же время обеспечение его победы на выборах потребует мощной мобилизации административного ресурса, что в условиях подавления активности местных элит может оказаться непростой задачей, сопряженной с издержками.
В целом губернаторский корпус вышел ослабленным из Единого дня голосования. Одним из сценариев остается проведение (возможно, в несколько этапов) дальнейшей ротации губернаторского корпуса, интерпретируемой как средство преодоления электоральной усталости. Вполне естественно, что первыми рискам ротации подвергаются главы регионов, у которых в 2019 году предстоят крупные избирательные кампании.
Ротация губернаторов также не может не вызвать общего обострения информационного фона вокруг других глав регионов: не случайно появление во второй половине сентября медийных ожиданий вокруг гипотетической замены глав Мордовии, Архангельской, Кировской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской областей, Ханты-Мансийского АО. Достоверность этой информации неодинакова, но волна таких слухов будет оставаться в течение осени значимым фоном для деятельности глав регионов. Кроме того, на повестку дня возвращается вопрос относительно политической субъектности глав регионов: является ли она для федеральной власти приемлемой и желательной (в том числе для предотвращения накопления конфликтного потенциала внутри территорий без участия Центра) или, наоборот, имеет смысл запускать новые инструменты ограничения власти глав субъектов. Полигоном для первой модели будет в ближайшие месяцы Приморский край, второй модели - Владимирская область.
Значимым фактором, влияющим на управление рисками, будет оставаться и пенсионная повестка. В течение сентября возрастала неопределенность относительно того, происходит ли у граждан накопление взрывоопасного потенциала (иллюстрацией чего стали проблемные вторые туры) или, наоборот, имеется угасание мобилизующего эффекта реформы, проявляющееся, в том числе, в снижении резонансности протестных акций по этой теме».