Сохранение «муниципального фильтра» обуславливает серьезное ограничение конкуренции на губернаторских выборах, в том числе в Саратовской области. К такому выводу пришли специалисты Комитета гражданских инициатив, подготовившие очередной доклад, посвященный текущей электоральной кампании глав регионов.
По данным КГИ, на выборах было выдвинуто 107 кандидатов (с учетом впоследствии снявших кандидатуры, то есть 6,69 на регион в среднем), 82 из них сдали документы на регистрацию, из них 7 получили отказ, а зарегистрировано в итоге 75 (4,7 на регион в среднем).
«Таким образом, формальный показатель конкуренции (среднее число кандидатов на мандат) на губернаторских выборах в 2012-2016 годах составляет 4,7, что ниже, чем в 2004-2005 годах, то есть перед отменой этих выборов (тогда было 7,0). Однако более адекватным показателем конкурентности выборов является эффективное число кандидатов (ЭЧК, индекс Лааксо-Таагеперы). В 2004 году из 23 кампаний только в 8 этот показатель был ниже двух, а в ряде кампаний достигал 4-5. В 2014-2016 годах меньше двух этот индекс был в 43 кампаниях из 58, а максимум составлял 2,76. Иными словами, в 2004 году были неконкурентные кампании, но они были, скорее, исключениями. Сейчас исключениями стали конкурентные кампании, и все равно уровень самых конкурентных кампаний ниже тогдашнего среднего уровня», - говорится в докладе.
Эксперты КГИ пришли к выводу, что механизм так называемого «муниципального фильтра» в его нынешнем виде «фактически делает невозможным проведение в абсолютном большинстве случаев реально альтернативных выборов». Исключения возможны только тогда, когда администрация региона вынуждена неформально согласиться на допуск на выборы реального оппонента губернатора (в силу «доброй воли»; под воздействием федерального центра или из-за недооценки возможностей оппонента). Это, считают аналитики, говорит об институте муниципальных фильтров как о «непригодном и разрушающем правовую культуру как таковую», так как он может «нормально функционировать только при «неформальных» схемах, позволяющих его обходить».
«Многие потенциальные кандидаты с высоким уровнем известности и большим электоральным опытом фактически не участвуют в избирательном процессе. Напротив, многие зарегистрированные кандидаты, якобы самостоятельно и успешно преодолевшие муниципальный фильтр, в реальности оказываются электорально несостоятельны и собирают крайне незначительный процент голосов на выборах. Можно утверждать, что в нынешнем виде муниципальный фильтр не защищает выборы от «фейковых» кандидатов, а наоборот, ведет к тому, что региональные элиты часто способствуют регистрации только условных и малозаметных оппонентов действующих глав вместо реальных конкурентов.
Подобная стратегия регистрации кандидатов дополнительно способствует отказу значительной части избирателей от участия в выборах (абсентизм), что негативно влияет на саму культуру гражданского участия. Показательно, что почти во всех случаях явка на выборах губернаторов показывает меньший уровень, чем на аналогичных выборах 1990-2000-х годов, не совмещенных с федеральными. Помимо абсентизма альтернативным вариантом поведения протестно настроенных избирателей также может быть голосование за технических или просто электорально слабых оппонентов действующих руководителей. Подобное поведение может вести к повышению результатов даже бесперспективных и в реальности не готовых к управлению оппозиционных кандидатов, позволяя им достигать уровней формальной поддержки, невозможных в условиях более высокой политической конкуренции», - пишут эксперты КГИ.