В минувший понедельник, 27 ноября, состоялось расширенное заседание постоянных комиссий Собрания Пугачевского муниципального района, посвященное обсуждению бюджета района.
В заседании приняли участие председатель районного Собрания П. Кальченко, председатели комиссий, председатель общественной палаты А. Драгунов, глава района М. Садчиков, замглавы В. Одинцов, областной депутат П. Артемов, начальник финансового управления Т. Водолазова и редакторы трех пугачевских газет.
Водолазова ознакомила присутствующих с проектом решения «О бюджете Пугачевского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов». Хотя проектом этот набор цифр назвать можно лишь с большой натяжкой. Начфин посетовала на огромные долги района, но точную сумму этих долгов назвать затруднилась.
- Я могу сказать только по кредиторской задолженности и по пеням.
Ответ вызвал удивление у присутствующих.
- Вы еще должны предприятиям, организациям за предоставленные услуги, - заметил П. Кальченко. - Нас интересует общая сумма долга, чтобы не получилось так, что сейчас вы нам даете одни данные, а в конце декабря невесть откуда возьмутся еще!
Водолозова ответила, что данных о долгах образовательных учреждений и культурной сферы у нее нет.
- Там своя бухгалтерия, кто нам даст эти сведения? - пояснила чиновница.
Подобного бреда стены администрации не слышали за всю историю местного самоуправления. Чтобы начальник финуправления не мог получить данные из подведомственных структур? Тут два варианта. Либо подчиненные Водолазовой ее ни в грош не ставят, либо она сама не в состоянии выполнять возложенные на нее обязанности. Если откровенная отсебятина на голубом глазу - следствие одной из причин, то начальнику финуправления пора писать заявление об уходе и отправляться на вольные хлеба.
В итоге выяснилось, что, по бумагам Водолазовой, долг района составляет 207 миллионов рублей, плюс 63 миллиона рублей потребуется на сбалансированность бюджета, в связи с тем, что с нового года минимальный размер оплаты труда возрастет до 9 тысяч 489 рублей, а бюджет верстался с учетом минимальной зарплаты в 7 тысяч 400 рублей. Добавим сюда долги школ, детских садов, учреждений культуры и прочих, и как раз получим порядка 300 миллионов рублей.
В предоставленный проект бюджета районная администрация не включила статьи расходов таких направлений как: противопожарные и антитеррористические меры, средства на оплату продуктов питания для детей, ГСМ, подвоз школьников, оздоровительные летние мероприятия для ребятишек, проведение ЕГЭ, очистку воды. Предложений по решению проблемы местная власть не озвучила. Мало того, на вопрос председателя Собрания, как они собираются выходить из сложившейся ситуации, глава района Михаил Садчиков ответил, что, не смотря на арестованные счета, пока никто не жалуется. Мол, и детей будем подвозить, и зарплату выплачивать, и все будет идти свои чередом.
Об уровне юридической грамотности главы района судить сложно. Но в штате администрации есть юристы, которые должны объяснить руководителю территории, что согласно законодательству утвержден порядок взыскания долгов. В первую очередь со счетов списываются средства на погашение задолженности по исполнительным листам. То есть, пока эти долги не будут погашены, зарплату выдавать нельзя. Пока на это закрывают глаза. Но где гарантии, что завтра контролирующие органы их широко не раскроют и не привлекут к ответственности за нарушение закона? Вплоть до уголовной!
На это Михаил Владимирович, изрек что-то невнятно о том, что коль так, то выберут другого главу.
Депутаты сошлись во мнении, что бюджет в том виде, который представлен администрацией, принимать нельзя. Он не сбалансирован, тех денег, что выделяются на сбалансирование, не хватит. Необходимо сокращать фонд заработной платы в бюджетной сфере. В частности, местной власти неплохо бы задуматься о сокращении своего аппарата. У бывшего главы района В. Зубова было всего два заместителя. Хорошо ли, плохо ли, но со всем справлялись. У Садчикова их четверо. Судя по результатам работы - хвастаться нечем, район на грани экономического коллапса. И, как правильно, заметил депутат районного Собрания Д. Датов, довели до этого состояния, в том числе, некомпетентность и недальновидность существующей команды.
Складывается впечатление, что предшественник Садчикова, областной ставленник С. Сидоров набирал себе кадры в административную обойму по объявлениям, а потом, что набралось, кучкой передал Садчикову. Последний - в силу то ли не конфликтности характера, то ли отсутствия собственной точки зрения - от кадровых перестановок воздержался. Мало того, он угодил под каблук отдельных представителей сидоровской сборной. В результате мы имеем то, что имеем.
По самым скромным подсчетам, сокращение аппарата администрации, обслуживающего персонала, охраны не функционирующих помещений и так далее даст району экономию в 20 миллионов рублей, которые могут пойти на финансирование пустых граф в проекте бюджета районной власти.
Представители администрации позицию народных избранников не разделили. Но это, по большому счету, и не важно. Они власть исполнительная, а депутаты - законодательная. Одни принимают решения, другие их исполняют, а не наоборот, как это было при Зубове, как это было при Сидорове.
Впереди первые чтения по проекту бюджета, которые обещают быть не менее бурными, чем предварительные.