Формы государственного устройства впервые описал еще Платон в своем диалоге «Государство». Его классификация во многом сохраняет актуальность.
Вот эти формы от лучшей к худшей.
Аристократия и монархия - лучшие из возможных в реальном мире форм правления, справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям (а не по крови) и равных граждан.
Тимократия - менее совершенная власть меньшинства, уважаемых граждан, получивших свою власть не согласно способностям, а согласно способности ее получить. Тимократия сменяет аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими.
Олигархия - еще менее совершенная власть богатых, основанная на фактическом материальном превосходстве богатых над способными.
Демократия - еще менее совершенная власть большинства.
Тирания - самая несовершенная и несправедливая власть одного человека.
Вот как описывает Платон демократию: «Какая болезнь... подтачивает демократию и порабощает ее. Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных... Их мы уподобили трутням...». «При демократическом строе они, за редкими исключениями, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют. ...При таком государственном строе, всем, за исключением немногого, распоряжаются подобные люди».
Демократия, по Платону, перерастает в тиранию. А тирания - это осуществление власти помимо права; использование власти, которую кто-либо имеет в своих руках, не на благо тех, кто подчиняется этой власти, но в целях своей личной частной выгоды, когда правитель, какими бы полномочиями он ни обладал, кладет в основу своих действии не закон, а свою волю. Его действия направлены не на сохранение собственности его народа, а на удовлетворение его собственного честолюбия, мстительности, жадности или какой-либо другой недостойной страсти»
Тиран - самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других.
Разве не актуально?