6 декабря 1909 года при поддержке Петра Столыпина и благодаря значительным хлопотам губернской власти был торжественно открыт Саратовский государственный университет, тогда Императорский Николаевский. Он стал последним классическим университетом, основанным в царской России. В нем работали наши великие соотечественники, такие, как Николай Вавилов и Семен Франк. Его возглавляли прекрасные ректоры. В нем читали лекции всемирно известные ученые. В нем получили образование тысячи и тысячи талантливых людей.
Да простят меня все прочие саратовские вузы, но университет всегда отличался от них так же, как отличаются его классические здания от бетонных коробок бывших советских институтов. И всегда был единственным и неповторимым, сочетающим крайности и полярности: консервативным и прогрессивным; традиционным, но при этом самым демократичным и открытым; гуманитарным и естественнонаучным одновременно.
В университете никогда не было неинтересных людей - каждый личность, каждый персона, единственная и неповторимая, со своим характером, с непростой судьбой, с долгой и трудной дорогой в науку. Потому что она не бывает иной, эта дорога, и уж кто-кто, а университетские это знают. И какие бы мы ни носили регалии, какими бы ни обладали степенями и званиями, какие бы ни занимали должности, самое приятное, что мы можем услышать в свой адрес - «это университетский человек». А дать такую оценку может лишь коллега, человек, близкий по духу и образу мыслей. И именно университетские люди и в твердолобое социалистическое время, и в безмозглое вневременье перестройки, и в нынешнюю ни на что не похожую эпоху являлись и являются хранителями знаний, ценностей, принципов и идеалов. Не будь таких людей, страшно даже подумать, во что превратилась бы наша многострадальная Родина.
В университетских стенах не принято думать о деньгах, о привилегиях, о продвижении по службе, а свойственно мыслить лишь о движении вперед - к глубинам знаний, к высотам вечных истин. И пусть не поверят мне обыватели, но университетские люди озабочены не только хлебом насущным, не столько собственной персоной, а тем, что делается в недрах - человеческого ума, Земли, Галактики, атомного ядра.
Я люблю университет, люблю весь, до последнего уголка, до последней ступеньки. Окончила огромный некогда физфак, дружила с математиками, всегда немного робела перед сверхумными химиками и биологами, слегка завидовала тем, кто учится на веселом и дружном геологическом, благоговела перед рафинированными филологами и строгими историками. А теперь вот работаю на философском факультете, а преподаю на мехмате и у родных физиков. Круг замкнулся, и я в этом кругу, и это мой круг, и мне здесь комфортно, и мои сердце, ум и душа радуются здесь.
Вернее, было комфортно. Потому что в последние годы университет пребывает в опасной зоне прагматической активности, зоне утилитарности, зоне, в которой сложно свершаться научным дерзаниям и в которой трудно подрастать научным дарованиям.
Но я уверена, что все, происходящее сегодня, ненормально для нашего славного университетского сообщества. И обязательно пройдет. И знаю, что следует делать в тяжелые времена университетским людям. По-прежнему оставаться хранителями ценностей и идеалов. Учить, учиться самим - до старости, до последнего дыхания. Заниматься любимыми науками. Никого и ничего не бояться, четко осознавать - то самое важное, чем мы обладаем, невозможно отнять. И, зная это, бесстрашно сопротивляться злу, невежеству, доминированию посредственностей. Быть интеллигентами и интеллектуалами - не назло, не вопреки, а ради собственного предназначения и на радость всем умным и благородным людям. Никогда не опускаться до низости, подлости, предательства. Радеть за родной университет и за родную державу.
Пройдите по Астраханской, по Московской, по Университетской. Видите? Вон он стоит, золотой, выплывающий из осеннего тумана - махина, глыба, храм. И будет стоять так долго-долго, так что и дети ваши, и внуки, и правнуки смогут учиться и работать в нем, если будут обладать необходимыми для этого талантами. Потому что именно талант является необходимым условием для того, чтобы войти в университет и остаться в нем на всю жизнь.