Всякий парад – это некий спектакль, как правило, торжественный, патетический. Театральности нынешнему параду 7 ноября прибавил сам замысел – торжественно пройтись, демонстрируя силу и единение, не во славу великой битвы под Москвой, а в честь сталинского парада 1941 г. Парад по поводу парада, счет насчет счета, имитация симуляции – зрители получили спектакль "в квадрате". Но почему бы и нет? Почему бы и не сделать сверхсценично, ведь слишком зрелищно не бывает? Вот только с жанром вышла неувязка. Ну, и с качеством, как водится.
На исторический спектакль парад явно не тянул. Если реконструкция, то где принимавший парад Ворошилов? Сталин где, речь которого действительно зажгла народные сердца, толкнула защитников Москвы на подвиг? Откуда взялись Жуков с Рокоссовским, да еще и одновременно? Что это за лыжники в костюмах покорителей Северного Полюса? Почему так ничтожны ряды кавалерии? Что у нас, конной полиции мало? Почему тачанок всего-ничего? Что у нас, Мосфильма нет? И зачем на улицах сто тысяч одних кадетов? Что у нас, все военные училища-академии перевелись? Нет, от исторического спектакля действо это отличалось, как Сталин от Собянина, а кадет – от офицера НКВД.
Драма? Да какая уж тут драма, если и тогда победили, и сейчас верной дорогой идем, товарищи? Дух трагедии над площадью тоже не носился.
Фантасмагория? Да, было что-то такое. Некоторые кадры пугали: кремлевские башни и собор Василия Блаженного сильно кренились, словно собирались упасть навстречу друг другу. Возникающий нехороший политический подтекст приходилось гнать из ума прочь, потому что уж очень некстати подобные мысли в эдакий-то славный день. Инфернально клубился и туман, так что время от времени призрачными становились ряды бредущих и военные гробы на колесиках. Но нет, для страшилки все же маловато.
А вот для фарса вполне достаточно. Заполонившие площадь огромные белоснежные банты потенциальных комсомолок. Шутовские, в разноцветных снежинках, ушанки ветеранов – в таких розовощекие мальчуганы в советских мультиках в снежки играли, а тут старческие, дряхлые лица. Стихи и песни, рассказанные и спетые некстати, понарошку и абы кем. Белые лошади. Совсем не военный, нестроевой, неровный какой то шаг марширующих, так что казалось – идут не по прямой, а по кривой, и непременно куда-то врежутся, как во французских комедиях про старательных, но неловких служак. Но главное – лица, молодые, сытые, равнодушные, показывать которые крупным планом было явной режиссерской неудачей, если, конечно, снимался не фарс. Но на фарс смахивало так, что снег казался ватным, а кремлевские стены – фанерными. А вот если бы еще первых лиц государства, да переодеть в ватники и в папахи, да на тачанки или на белых лошадей, да чуть повеселее – мог бы и бурлеск получиться. Но бурлески у нас еще впереди.
Словом несерьезно все было, да и бюджетно как-то, словно в российских сериалах последних лет. Похоже, потратились власть предержащие только на банты с шапками. Думается, не профессиональны нынче не только молодые врачи и инженеры, но и кремлевские креативщики нового поколения.
Но вот чего уж точно не могу понять: зачем они надели на стариков ТАКИЕ шапки?!