27 января 1924 года состоялись похороны Ленина.
Разговоры о возможном сохранении его тела велись с лета 1923 года - уже тогда предводитель мирового пролетариата дышал на ладан.
Саму идею озвучил Михаил Калинин, сославшись, разумеется, на многочисленные письма рабочих и крестьян с просьбой бальзамировать вождя.
Автором идеи сохранить нетленным труп Владимира Ильича называют Леонида Красина, «человека и ледокола», большого поклонника русского философа-космиста Николая Федорова, мечтавшего о физическом воскрешении из мертвых, которое вот-вот станет возможным благодаря успехам тогдашней науки.
- Безумие! - сказал Троцкий.
- Поповство! - сказал Каменев.
- Прах возвеличивать? - удивился Бухарин.
Позже все они были убиты.
Говорят также, что в расчет принимались и практические соображения - надо, мол, чтобы все могли видеть великое мертвое тело, могут ведь появиться и самозванцы, мало ли их было на Руси?
Однако существует и версия, согласно которой автором идеи бальзамирования Ленина и строительства мавзолея на Красной Площади все же был сам Сталин, втайне поддерживающий проект нового богостроительства - создания особой религии для пролетариата с вождями-богами и с будущим коммунистическим раем на земле.
Что ж, создали, и получилось многобожие, а пантеон время от времени пополняется. Ленин стал богом посмертно, Сталин - при жизни, и места еще есть.
По словам Бухарина, «вместо икон повесили вождей», постарались «для низов открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». Мавзолей заменил собой храм.
Так что в чем-то Владимир Владимирович и прав: не мумия Ленина лежит в самом сердце страны - мощи, правда, искусственные, набальзамированные. Зато религия получилась настоящая.
Но безумие, практическая сметка, лженаука или богостроительство - а воз и нынче там. Будучи созданными, религии так просто не исчезают.