Философия («любовь к мудрости» или «собственная мудрость») - форма постижения мира, создающая систему знаний об универсальных характеристиках и фундаментальных принципах реальности, человеческого существования и познания. Она с помощью рациональных методов стремится построить предельно обобщенную картину мира и определить место человека в нем.
Теология, или богословие, - спекулятивное (не выводимое из опыта) учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах монотеистических религий. Она занимается систематическим изложением и истолкованием какого-либо вероучения, его обоснованием и защитой.
Философия и теология радикально различаются своими основаниями и принципами. Основанием философского мышления является сомнение, основанием теологического - вера. Эта уверенность теологии в собственном знании выражена известным тезисом одного из отцов христианства Тертуллиана: «Философы только стремятся к истине... христиане же владеют ею».
В философии действует принцип «философского примирения»: любые философские учения истинны, если они внутренне непротиворечивы. Это значит, что в ней допускаются разные, иногда диаметрально противоположные взгляды на любой объект мира; сосуществует множество принципиально различающихся философских учений, доктрин, концепций, например, идеализм и материализм. Хочу пояснить тем, кто учился в СССР: диамат и истмат, которые вы изучали и благодаря которым не любите философию, считаете ее досужим словоблудием, совсем не тождественны философии, а представляют ее очень малую, возможно тысячную, часть, политически ангажированную и политизированную. Философия же велика и разнообразна, ее невозможно выучить и знать всю, но из нее можно извлечь то важное, что послужит лично вам.
Теология же стремится представить собственную веру как высшую универсальную истину, рационально обосновать соответствующие ей культ, нормы и правила жизни и при этом борется с «ложными религиями», внутренними ересями, толками, сектами. А это значит, что в теологии всегда жестко следуют единственной традиции, опираются на незыблемые авторитеты, вырабатывают единую и неизменную точку зрения на мир. Таким образом, философия приветствует любое инакомыслие, теология категорически отрицает его.
Не буду здесь останавливаться на научности теологии, скажу лишь как профессионал, что она принципиально отличается от любого вида наук и предметом познания, и методами.
Что происходит сегодня? Философия, способствующая широте мышления, целостному видению мира, формированию «собственной мудрости», сегодня не в почете у властей от образования и вообще у властей. В стране постоянно и неуклонно сокращается число философских факультетов и кафедр, число бюджетных студенческих мест, количество часов для ее изучения.
Напротив, теология, основанная на непререкаемых догматах и жестко диктующая определенное видение мира, властью почитается все больше и больше - в светских университетах появляются кафедры и даже факультеты теологии, растет число студентов-теологов, в философских диссертационных советах защищаются диссертации по теологии. Так, на философском факультете Саратовского государственного университета создана кафедра теологии, которую возглавляет сам декан, и уже в течение нескольких лет количество мест на специальность «теология» постоянно растет, а количество мест на специальность «философия» все время уменьшается, так что сегодня число будущих теологов уже превышает число будущих философов. Саратовский философский факультет постепенно превращается в факультет теологии.
Почему так происходит? Ответ, на мой взгляд, очевиден: философия сомневается, теология утверждает; философия оставляет место размышлениям, разным точкам зрения, собственному мнению; теология - нет. Нашему государству не нужны думающие и сомневающиеся люди, а преподавание настоящей философия способствует их воспитанию. А поскольку сегодня христианство политизируется, становится важнейшим основанием нового российского патриотизма, теология оказывается политически ангажированной, как, в свое время, - атеистические диамат и истмат, с пылом невежества отрицающие всякие представления о Боге. И уж очень соответствует нынешней ситуации и российским амбициям принцип Тертуллиана: «Верую, потому что нелепо».
Российский идеологический маятник, как и полагается маятнику, качнулся в противоположную сторону, сметая на своем пути вечную, всегда сомневающуюся и свободную философию. А вместе с ней - здравый смысл и свободомыслие.