Бытует мнение: любой интеллигентный человек считает, что знание философии полезно, а ее изучение в университетах необходимо. Аргументом «за» обычно выступают некие догматические установки вроде «философия учит мыслить, тренирует ум, расширяет кругозор, формирует мировоззрение». Тот же, кто считает философское знание ненужным, кто выступает против изучения философии в вузах, рискует прослыть примитивом, не желающим видеть дальше собственного носа. Но так ли это? Нужна ли философия человеку практичному?
Не буду говорить о том, что нет ничего практичнее умения мыслить; не стану доказывать пользу целостного мировоззрения - постараюсь найти более конкретные аргументы «за».
Полезно ли человеку быть терпимым к инакомыслию, принимать в расчет чужое мнение? Полезно в любые времена, а в наше сложное агрессивное время, в нашей политически неоднородной, многонациональной, поликонфессиональной, мультикультурной стране - полезно многократно. А знание философии способствует воспитанию терпимости как никакое другое.
Поясню. Мировая философия (прошу не путать с советским диаматом!) во всей своей полноте широка и разнообразна. В ней уживаются сотни философских учений, существенно различающихся видением действительности. Подобное сосуществование возможно благодаря «принципу философского примирения» - все философские теории истинны, если они внутренне непротиворечивы. Понимание же того, что взгляды на любой предмет могут быть очень разными, даже противоположными, делает философское мышление не только широким, но и мягким, на деле принимающим факт того, что истина относительна; что по-своему правыми могут быть и другие люди; что существуют множество правд. Философски мыслящий мягок, терпим, толерантен, и это позволяет ему ладить не только с окружающими, но и с самим собой, быть спокойным, доброжелательным.
Мягкости, принятию чужого мнения способствует и еще одно значительное философское знание, точнее всего сформулированное великим Кантом: человеческое сознание есть призма, искажающая познаваемое. Человеческому восприятию доступна лишь личная, субъективная реальность - картина мира в нашей голове отличается и от самого мира, и от его картин во всех других головах, и иногда очень значительно. Вот почему знающий Канта улыбнется, услышав: «Я рассуждаю объективно» - объективно может рассуждать лишь объект, субъект всегда субъективен, тем и хорош. Люди по-разному видят вещи, явления ситуации, и это вовсе не означает, что они лжецы или враги. Осознание этого и составляет первую и важнейшую, на мой взгляд, «личную пользу» знания философии.
Второй важнейшей пользой является знакомство с принципами и практиками правильной, здоровой, приятной, и, как правило, неспешной жизни - то, к чему различные философские учения шли тысячелетиями и в чем, несомненно, сошлись. Философия буддизма, конфуцианство, античная этика, философия Нового времени создают образцы здорового образа жизни, необременительного быта, правильной повседневности. Разве не полезно быть здоровым? И понимать, как им стать? Все знают о йоге как о практике достижения здоровья, знают и то, что это одно из направлений индийской философии. Но подобные практики описаны и европейской философией, начиная от античной и заканчивая современной. В философских трудах содержатся замечательные рекомендации по правильному питанию, физическим упражнениям, закаливанию, режиму дня – до некоторых из них сегодня еще только доходят специалисты по здоровому образу жизни. Но философия позволяет понять и то, что здоровье тела невозможно без здоровья духа, и это истина, которую не откроют вам ни диетологи, ни фитнес-тренеры.
А разве не полезно иметь добрые семейные отношения, правильно организованный быт? Читайте великих философов, читайте Конфуция, Платона, Эпикура, того же Канта, и вы узнаете, как сделать вашу жизнь долгой и счастливой. Будьте умеренными, желайте малого, соблюдайте ежедневные ритуалы, будьте аккуратными, не злословьте, не имейте плохих мыслей, уважайте окружающих - и качество вашей жизни существенно повысится. И одно дело, когда об этом говорю я, а другое дело - когда вы узнаете эти нехитрые, казалось бы, рецепты от мудрецов, от мастеров слова. Поневоле задумаетесь и о том, как все просто, и о том, как многое зависит от вас самих. И, возможно, начнете следовать этим уместным во все времена советам.
А разве не полезно правильно воспитывать и учить детей? Почитайте Локка, он создал прекрасную и последовательную систему воспитания. От него вы узнаете, что настоящее воспитание должно включать в себя интеллектуальное, нравственное и физическое; что необходимо объяснять практическую пользу любого, даже самого сложного знания; что следует учить детей трудовым навыкам, чтобы они могли полностью себя обслуживать - вот, оказывается, какими должны быть джентльмены!
А разве не полезно в минуты отчаяния, тревоги, сомнений понимать, что с вами происходит? Уметь анализировать собственные страхи, эмоции, надежды? Ценить каждое мгновение своей жизни? Не бояться быть собой? Так ведь есть же философский экзистенциализм и психоанализ, и они учат всему этому.
А разве не полезно, будучи гуманитарием или просто человеком, далеким от науки, знать, что говорит современное естествознание об устройстве Вселенной, о микромире, о пространстве, о времени? Физика стремительно идет вперед, и ее результаты давно отличаются от того, что написано в учебниках и в энциклопедиях. Но сами физики редко находят время для того, чтобы популяризировать только что открытое, а без этого их труды мало кому под силу понять. А вот философия науки берет на себя этот тяжелейший труд - разбирается в новейших результатах естествознания и интерпретирует их для неспециалистов. И именно благодаря ее усилиям всякий может узнать, что такое теория струн и фракталы, и не верить бредовым псевдонаучным телепередачам и продавцам чудотворных нанокремов.
Знающий философию терпим, мягок, покоен более, чем не знающий ее, имеет представление о собственной персоне и о мире, знает, как вести себя в сложных ситуациях, понимает, как быть здоровым, как сделать приятной свою повседневность, и просто много знает - и это приносит ему значительные личные пользы. Но есть и несомненные «общественные пользы», следующие из знания философии.
Я не буду говорить о нравственности, я не буду говорить о ценностях, хотя для любого социального устройства нет ничего практичнее осознающей себя нравственности и осмысленной системы ценности. Я буду говорить о более конкретных общественных пользах - об умении понимать характер и причины социальных процессов и о возможности правильно управлять последними.
Хорошо известно, что в ХХ веке социум радикально изменился и заметно убыстрил свою динамику - множество общественных катаклизмов, революций, кризисов, катастроф сотрясают его все чаще и чаще. За подобными событиями нередко усматривают чей-то злой умысел, вражескую волю, заграничные заговоры. Однако современная наука утверждает, что любые революции и кризисы в сложных системах - это не инспирированные извне беды, а необходимые, а нередко и полезные метаморфозы собственного развития. Философия же применяет эти результаты к социальным системам и позволяет адекватно оценить те или иные их изменения.
Возьмем распад Советского Союза - как часто всем нам приходилось слышать о врагах, уничтоживших великое государство. Но с точки зрения современной социальной философии, это событие было необходимым качественным скачком, закономерным этапом развития системы, тем, что сегодня называют бифуркацией. СССР не развалили, он даже не развалился, а превратился в Россию - сам и в силу своей природы. Подобное видение происходящего позволяет извлечь уроки из исторических процессов вместо того, чтобы искать виновных или бряцать оружием.
Или экономические и политические кризисы - нередко и они рассматриваются как следствия чьих-то просчетов или даже происков. Но и кризис - явление внутреннее, связанное со сложной динамикой самой системы и с необходимой ломкой ее прежней структуры. Кризис всегда дает новые возможности; это акт становления, приносящий скорее пользу, чем вред; Кризисов нельзя избежать, но к ним, зная их закономерность, можно подготовиться и использовать их во благо.
Философия не только позволяет понять законы развития социальных систем, но и предлагает принципы управления ими. Так, чрезвычайно важным является представление об оптимальном развитии, сформулированное современной философией на основании результатов естествознания. Оптимум - наилучшее из возможных состояний, самое эффективное и здоровое, при котором достигается баланс между внутренними параметрами системы и внешними условиями. Снова пример, на этот раз из отечественного образования. Сегодня у многих не вызывает сомнения, что Болонская система, возможно, и весьма эффективная для Европы, на ниве отечественного образования дает явные сбои. Человека, знакомого с современной философией, это не удивляет - здесь налицо недостижение оптимума, поскольку «внутренние параметры» Болонской системы не соответствуют внешним российским социальным реалиям, об этом я писала в одной из своих работ. Нельзя просто так взять нечто, пусть и превосходное, и произвольно поместить его в совершенно иные внешние условия. Оно может потерять свои положительные качества, стать нездоровым и неэффективным - парижанину несладко придется в якутской тайге.
Или жесткий бюрократический контроль со стороны Министерства образования и науки над вузами и школами. Знающему современную философию очевидно, что наиболее эффективными, здоровыми для любой развивающейся системы являются процессы самоорганизации. А это значит, что хорошо работать вузы и школы могут только в режиме самоуправления, когда роль контролирующих органов минимальна. Слишком жесткий внешний контроль препятствует здоровому развитию, губит систему. Исторических примеров, это подтверждающих, более чем достаточно. В том же Советском Союзе именно такой контроль и привел к стагнации экономической и политической системы. Требование минимизации внешнего контроля касается любых государственных сфер, вообще всякого бизнеса, и это чрезвычайно полезно знать нашим управленцам.
Итак, знание философии приносит вполне реальные пользы, как личные, так и общественные, философия может быть очень практичной. Другой вопрос - насколько полезно и практично нынешнее ее преподавание? К сожалению, университетские курсы философии сегодня совсем не ориентированы на практичное и полезное философское знание: в них слишком много формального, догматичного, схематичного, неживого - по сути, в стране все еще преподается советский диамат, изобилующий скучнейшими и отталкивающими от изучения философии количествами-качествами, атрибутами-субстанциями, логиками-диалектиками. Ну как понять нынешнему восемнадцатилетнему архаизмы Спинозы и Гегеля? Зачем знать ему про трансцендентального субъекта и феноменологическую редукцию? Пусть все это изучают те, кто собирается специализироваться в философии. Всем прочим нужна философия практичная - живая, остроумная, интересная, дающая ответы на важнейшие вопросы, рано или поздно встающие перед каждым человеком. Ведь философия, как раз и говорит о том, как жить разумно, хорошо и красиво. И именно такую философию следует преподавать, чтобы её практические пользы были очевидны.