За скандальной ситуацией в транспортной отрасли и развалом профильных предприятий Саратовской области могут стоять интересы депутатов и чиновников. К такому выводу пришел Центр журналистских расследований «Медиаликс 64» на основе анализа находящихся в открытом доступе документов, инсайдерской информации, а также деятельности ряда должностных лиц и общественников.
Ползучая приватизация
В ноябре прошлого года Саратовская областная дума утвердила прогнозный план приватизации государственного имущества на 2016 год. В нем помимо всего прочего значилось пять автотранспортных госпредприятий в муниципальных районах. Начальная цена для ОАО «Хвалынское АТП» была определена в размере 7 миллионов 900 тысяч рублей, ОАО «Ершовское АТП» - 18 миллионов рублей, ОАО «Краснокутская автобаза» - 3 миллиона рублей, ОАО «Алгайское АТП» - 2 миллиона 600 тысяч рублей, ОАО «Пугачевское пассажирское АТП» - 5 миллионов 200 тысяч рублей.
Как пояснял ИА «Взгляд-инфо» глава регионального КУИ Олег Галкин, в продаже предприятий «нет ничего нового и неожиданного», а решение принималось профильным министерством правительства области.
«Ими принято решение оптимизировать количество предприятий, находящихся в областной собственности. Ряд предприятий передано в муниципальную собственность, ряд предлагается приватизировать. Несколько самых крупных предприятий останется в областной форме собственности. Эти предприятия, скажем так, находятся в разном финансовом состоянии. Некоторые предприятия работают достаточно эффективно. Некоторые - работают несколько хуже, но они не в процедуре банкротства. Цена определяется оценщиком. Все происходит гласно и открыто», - поспешил заверить Олег Галкин.
Итогом приватизации стала продажа двух АТП – Ершовского и Хвалынского – за половину от начальной цены (на остальные лоты покупателя не нашлось). Это стало возможным благодаря тому, что акции реализовывались путем публичного предложения, то есть их цена последовательно снижалась (с 18 до 9 миллионов рублей и с 7,9 до 3,9 миллиона рублей соответственно). Однако благодаря установленной продавцом ограничению «уценка» не могла превышать размера половины начальной стоимости имущества. Как отмечает издание «Бизнес-вектор», оба предприятия были лакомыми кусками.
«Автотранспортное предприятие в Ершове является одним из немногих областных перевозчиков, успешно работающих в своей сфере. Компания выполняет рейсы по самому Ершову, пригородные и междугородние, в ее распоряжении находятся автобусы большой и средней вместимости, а также не меньше десятка ГАЗелей. Ежедневно из Ершова отправляется от 6 до 8 рейсов на Саратов, действуют также 3 городских и 14 пригородных маршрутов. Согласно базе данных Контрагент, в 2014 году АТП было доходным. За год его выручка составила 34,97 миллиона рублей, а чистая прибыль - 489 тысяч рублей. Хвалынское автотранспортное предприятие тоже можно считать интересной покупкой. Вместе с мастерской и административным корпусом покупателям достался профилакторий, одноэтажное здание площадью 984 квадратных метра. При начальной цене в 7,9 миллиона рублей АТП в курортном Хвалынском районе ушло лишь за 3,9 миллиона рублей», - пишут журналисты.
Кто же оказался счастливым обладателем до недавнего времени приватизированных предприятий? Ершовское АТП досталось АО «Автокомбинат-2», гендиректором которого является депутат облдумы, транспортный лоббист Андрей Беликов, а Хвалынское АТП – ООО «Трансхолдинг», соучредителями которого в равных долях являются дочь Беликова Диана и Светлана Заигралова (супруга старшего сына советника министра сельского хозяйства области и экс-главы администрации Петровского района Юрия Заигралова). При этом даже юридический адрес «Трансхолдинга» совпадает с местом расположения «Автокомбината-2».
Транспортная зачистка
Помимо покупки по бросовой цене якобы неликвидных предприятий другие транспортные организации доводятся до состояния банкротства. Для этого в их руководство транспортное лобби вводит своих директоров, которые подписывают все необходимые бумаги, а управленческие решения принимают совершенно другие люди. Таким «зиц-председателем», сообщил «Медиаликс 64» источник в областном минтрансе, является Юрий Алексеев. Под его руководством ОАО «Саратовский автобусный парк» вошел в процедуру банкротства, и сейчас делами там руководит внешний управляющий. В июле прошлого года на данный момент уже бывший первый заместитель профильного министра по транспортному комплексу Андрей Дармограй назначает Алексеева руководить еще одним государственным ОАО - «Пассажирским автотранспортным обществом №1».
До того как возглавить два транспортных госпредприятия Юрий Алексеев, сообщает источник, работал простым эвакуаторщиком, но был замечен местным транспортным лобби и поставлен у руля двух акционерных обществ. Для того, чтобы получить такие должности, ему понадобился документ о высшем образовании, который и был представлен при приеме на работу. Как выяснилось месяц назад (об этом писало ИА «Свободные новости»), предъявленный топ-менеджером диплом о высшем образовании является подложным. Согласно этому документу Алексеев, в 1993 году окончил обучение в СГТУ по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», однако, как сообщили в вузе журналистам, документ (НВ № 123695) на имя данного гражданина не выдавался. После огласки в СМИ министерство назначило служебную проверку (хотя, как утверждает наш источник, в ведомстве Николая Чурикова многие были в курсе подложного характера диплома), а полиция инициировала доследственную проверку.
Одновременно с доведением до коллапса (при попустительстве, а, возможно, при заинтересованности минтранса) транспортных предприятий, отвечающих в том числе за межмуниципальное транспортное сообщение, в регионе начата кампания по «оздоровлению» пассажирских перевозок и очистке Привокзальной площади Саратова от перевозчиков-«нелегалов». В роли тяжелой артиллерии в этом случае выступили представители Общественной палаты области, активизация которых последовала после презентации на площадке Саратовской областной думы проекта реконструкции Привокзальной площади, заказанного в ГУП «Институт «Саратовгражданпроект» депутатом-строителем Сергеем Курихиным (директор проектной организации Роман Акимов позже возглавил курихинское ЗАО «Сарград»).
Лицом «оздоровительно-транспортной» кампании стал председатель комиссии Общественной палаты по развитию ЖКХ и дорожной инфраструктуры, бывший молодогвардеец и по совместительству племянник начальника местной таможни 24-летний Евгений Лузановский. В ходе инспекционного рейда в феврале текущего года он раскритиковал работу частных компаний «Ной-64» и «Властелин». Ранее власти запретили парковку транспорта обоих фирм на Привокзальной площади, и им пришлось переместиться на смежную улицу (Большую Казачью) и территорию стадиона «Локомотив», которая находится у транспортников в аренде. Однако претензии Лузановского вызвало то, что руководство компаний не хочет переходить на базу автовокзала и заявляет о его аварийном состоянии.
«Они работают как «Алло такси» по типу диспетчерской службы. А все автобусы зарегистрированы как ИП. Реальной ответственности за ДТП они не несут. Они боятся централизации, так как необходимость их работы пропадёт при работе на автовокзале», - цитирует бывшего молодогвардейца ИА «Свободные новости». Однако заявления члена ОП относительно безопасности автовокзала спустя некоторое время были опровергнуты прокуратурой, которое направило топ-менеджменту госпредприятия предостережение о возможном наступлении уголовной ответственности по статье 238 УК РФ (Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), так как необходимый ремонт здания автовокзала не был проведен, что «может привести к ухудшению технического состояния плит перекрытий, повлечь их износ и разрушение». Кроме того, директора «Ноя-64» и «Властелина» обратились в суд с иском о защите деловой репутации к Лузановскому.